Если принято решение лечить зубы ребенку под наркозом, родителей ждет консультация с анестезиологом. Врач осмотрит ребенка, и подробно побеседует с родителями. Но есть общие вопросы про стоматологическое лечение в наркозе, которые волнуют очень многих. На них отвечает Наталья Геннадьевна Клебанова, анестезиолог-реаниматолог Дентал Фэнтези.
Обязательный набор обследований перед лечением во сне:
(Сдать все анализы, пройти обследования и получить консультацию педиатра можно в нашей педиатрической клинике Фэнтези)
Можно покормить ребенка не позднее, чем за 6 часов до начала лечения. Можно поить ребенка простой водой не позднее, чем за 2 часа до начала лечения, ограниченным объемом, который вам скажет анестезиолог.
Внимательно следите, чтобы ребенка не покормил кто-то другой, чтобы он сам не смог достать еду!
Ребенок, находящийся на грудном вскармливании: прекратить кормление за 4 часа до начала лечения - независимо от возраста малыша.
ВАЖНО: Питьевые йогурты, кисели, кефир, молоко, любые непрозрачные жидкости т.д. приравниваются к еде!
Мы обсуждаем с родителями, чтобы одежда была максимально комфортной для сна. Например, это могут быть трикотажные штанишки или колготки и футболка с длинным рукавом. Мы просим, чтоб это не была одежда из пушистой шерсти, чтоб было поменьше декоративной отделки, рюшечек. Не стоит надевать боди. Не белая, не слишком нарядная. Главное – удобная, ведь маленькому пациенту придется в ней спать.
Ребенок (чаще всего на руках мамы) вдыхает через маску Севоран и быстро засыпает – в течение нескольких секунд. Мы малыша аккуратно забираем у мамы и укладываем на удобный матрас (в нашем случае это самые передовые противопролежневые матрасы Tempur).
Все поправляем, снимаем c ребенка лишнюю одежду, чтоб ему не было жарко, дальше медсестра-анестезистка надевает и накладывает на малыша датчики для мониторинга. На пальчики, на грудь приклеиваем датчики, фиксируем градусник подмышкой, монтируем манжетку – проводим всю необходимую подготовку.
Эта работа анестезиологов до начала стоматологического лечения зубов ребенку под наркозом занимает от 7 до 15 минут.
Дальше стоматолог либо сразу приступает к лечению, либо проводит необходимую диагностику состояния полости рта ребенка. Если ребенок на консультации не был готов сотрудничать с врачом, не дал стоматологу провести полноценный осмотр, то это делается, когда малыш уже спит. Мы зовем в наркозный кабинет родителей, врач им показывает ситуацию на снимке, во рту, согласовывает объем лечения.
Родители утверждают план с детским стоматологом и идут вместе с координатором подписывать документы на объем вмешательства. Важно, чтоб родители четко понимали, как и что будет лечить доктор. Поэтому мы всегда подписываем план лечения до его начала.
Затем начинается само лечение зубов. И все время, пока ребенок в наркозе, рядом с ним в операционной находится детский врач-стоматолог, два ассистента стоматолога, врач-анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра-анестезист.
Это анестезиологический мониторинг по расширенному Гарвардскому стандарту. То есть мы отслеживаем абсолютно все, что необходимо. В процессе лечения мы смотрим:
У нас самый современный аппарат General Electric – прикроватный монитор жизненно важных функций пациента. Он гарантирует получение точных и надежных данных.
Дополнительно проводим BIS-мониторинг. Отслеживаем уровень сознания, чтобы доставить именно ту дозу препаратов, которая необходима пациенту. И не больше!
Если наркоз продолжается долго, мы проводим инфузионную терапию, капаем солевые растворы. Это нужно для поддержания водно-солевого баланса, потому что у ребенка была голодная пауза. Маленькие дети плохо переносят длительный безводный промежуток, и для правильного функционирования всех органов необходим адекватный водный баланс.
В зависимости от того, что планируют сделать стоматологи, какой длительности будет лечение зубов, мы защищаем дыхательные пути пациента или с помощью ларингеальной маски, или с помощью интубационной трубки. Ведь во время наркоза у пациента нет возможности сплюнуть, кашлянуть или что-то проглотить... Анестезиолог в каждом случае решает, чем он будет защищать дыхательные пути во время работы стоматолога. Важно сделать это надежно и максимально безопасно.
У нас в клиниках гипоксии в наркозе быть не может. В принципе, существуют жалобы на то, что после наркоза ребенок стал плохо учиться, или плохо спать, или стал какой-то нервный – и, возможно, на наркозе были эпизоды гипоксии, которые привели к каким-то проблемам с головным мозгом. У нас в Дентал Фэнтези это исключено. Мы защищаем дыхательные пути от гипоксии.
Если они не нарушают санитарно-гигиенический режим и ведут себя адекватно. Мы разрешаем заходить в кабинет и навещать своего ребенка в сопровождении медицинского координатора. Родители должны быть в масках, в халатах. Координатор их аккуратно заводит, показывает ребенка и уводит в зону ожидания до окончания лечения.
Севоран обеспечивает погружение пациента в очень глубокий сон. И на неболезненные манипуляции достаточно Севорана. Но в любом случае на мониторе мы всегда сможем отследить, насколько ребенку комфортно – не участилось ли сердцебиение и дыхание.
Обычно стоматологи добавляют инфильтрационную анестезию при удалении или при лечении очень сильно разрушенных зубов.
Самый длинный - около 7 часов, самый короткий – до 10 минут (когда происходит только удаление зуба под наркозом).
Мы работаем по тем же самым медицинским протоколам. С медицинской точки зрения дети особенные дети переносят лечение в наркозе так же, как и нормотипичные.
Есть особенности в управлении поведением. Например, детей с синдромом Дауна нельзя разлучать с родственником, пока им дают маску. А вот дети с РАС могут сами оставить своих родителей и уйти лечиться за руку с врачом. У детей с синдромом Дауна очень высокий порог болевой чувствительности, им редко бывает больно. А у детей с аутизмом одна цель – добраться в свой домик. Они просыпаются и просто уходят – не жалуются, не плачут, потому что у них есть своя цель. Так что мы учитываем состояние и настроение маленького пациента.
Но не всех особенных детей мы можем лечить у нас в клиниках. Если они получают препараты, которые могут вызывать изменения на ЭКГ, то мы не сможем лечить их в наркозе амбулаторно – нужен стационар. Скоро мы откроем стационар Дентал Фэнтези в Москве и у нас будет возможность помогать всем.
Мы проверяем дыхание. Убираем приспособление, которое защищало дыхательные пути. Выключаем подачу Севорана. Ребенок потихонечку начинает просыпаться. На каталочке мы отвозим его в «Комнату сна», зовем туда родителей. И мы все вместе ждем, пока ребенок окончательно проснется.
Надо, чтобы это было не меньше, чем 10-15 минут. Больше – на здоровье. Очень часто дети досыпают свое. Не выспались утром, или лечение совпало с дневным сном, тогда они могут проспать и минут 40. И это никого не беспокоит, это, наоборот, радует анестезиолога. Тогда дети просыпаются более спокойные и в более комфортном состоянии.
Пока он досыпает, мы наблюдаем за параметрами: ЭКГ, насыщение тканей кислородом, пульсометрия, артериальное давление, температура тела. Важно успеть снять с ребенка все эти приборы до момента полного пробуждения. Ребенок может испугаться проводов на себе.
Есть вялость, но на короткое время. А кто-то очень быстро становится бодрым. Все по-разному, и это не зависит ни от длительности наркоза, ни от исходного состояния ребенка. Часто дети просыпаются как после дневного сна – просто открывают глаза. Кто-то из малышей спросил недавно: «Мама, это теперь наш дом?» А кто-то постарше поинтересовался: «Почему мы у стоматолога заночевали?».
Что может быть из неприятного: ощущения во рту – кисло, липко. Может кружиться голова короткое время. Мы даем попить сразу чего-нибудь сладкого. Пары глотков достаточно, чтобы стало комфортнее. И когда ребенок уже способен сесть (это тоже очень быстро), мы даем мороженое, чтобы снять чувство дискомфорта в горле – и он вообще добреет. Мы договорились, что у нас в этот день можно все, и даже чупа-чупс, потому что сегодня особенный день.