Детский бруксизм. Почему ребенок скрипит зубами и что делать?

Некоторые родители слышат, как их дети во сне скрипят зубами. Иногда кажется, что зубы просто раскрошатся. Мамы и папы переживают на этот счет, у них возникает масса вопросов по поводу бруксизма у детей. Какие причины этого явления, почему возникает скрежет зубами? Бруксизм у детей - это психосоматика? Это сильно вредит зубам и челюсти? Нужно ли лечение заболевания, если ребенок скрипит зубами все время? Что действительно помогает в этой ситуации? Итак, бруксизм у ребенка: разбираем проблему “Бруксизм у детей, причины и лечение” вместе с докторами Дентал Фэнтези.

Что такое бруксизм?

Детский бруксизм. Почему ребенок скрипит зубами и что делать?

Бруксизм - состояние, когда жевательные мышцы у ребенка непроизвольно сокращаются, и это приводит к сжатию челюстей. Такое часто случается во время фаз глубокого сна или даже наяву - когда ребенок находится в состоянии стресса.

Бруксизм бывает у детей, и когда молочные зубы только прорезываются, и когда происходит смена зубов, и когда у подростка уже все зубы постоянные. Большинство детей перерастают этот период без каких-либо последствий.

Причины возникновения бруксизма

Бруксизм у детей является вариантом нормы при прорезывании и смене зубов.Так мышцы адаптируются к появлению зубов, к формированию молочного или постоянного прикуса. По поводу причин бруксизма у детей среди специалистов нет единого мнения. Обычно называют вот такие факторы:

• Стресс — сильное нервное напряжение — наиболее частая причина бруксизма. Например, ребенок может беспокоиться о школьных экзаменах/контрольных или изменении жизненного уклада (новорожденный брат или сестра, переезд). Даже споры с родителями, братьями и сестрами могут вызвать достаточный стресс, чтобы ребенок во сне скрежетал зубами и сжимал челюсти.
  • Кстати, стресс не всегда со знаком “минус”. К бруксизму могут привести и позитивные события, которые вызвали у ребенка бурную реакцию.
  • Некоторые гиперактивные дети также страдают бруксизмом.
  • В редких случаях дети могут скрежетать зубами, потому что есть проблема с прикусом. Другие дети скрипят зубами в ответ на боль, например, от боли в ухе или при прорезывании зубов. Ребенок делает это, чтобы облегчить боль.
  • Иногда бруксизм встречается у детей с другими заболеваниями (такими как детский церебральный паралич).

Может ли бруксизм быть связан с паразитами в организме?

Раньше считалось, что ребенок скрипит зубами, потому что у него глисты. Это миф! Бруксизм не имеет никакого отношения к наличию паразитов в организме.

Признаки и симптомы

Некоторые признаки, на которые обязательно нужно обратить внимание родителям:

• ребенок скрипит зубами постоянно,
  • жалобы на боль в челюсти или лице после утреннего пробуждения,
  • боль при жевании.

Если вы замечаете, что ваш ребенок скрипит зубами постоянно, посетите стоматолога. Врач осмотрит зубы на предмет сколов эмали и стираемости. Возможно, направит ребенка на диагностику к ортодонту или психологу.

Какие могут быть последствия бруксизма?

Как правило, бруксизм проходит сам собой, когда мышцы привыкают к появлению временных или постоянных зубов. И никаких последствий нет. А многие случаи бруксизма остаются вообще незамеченными - родители просто не слышат, что ребенок скрипит зубами.

Иногда сжатие челюстей и скрип зубами могут привести к износу зубной эмали, сколу зубов, повышению чувствительности к температуре пищи.

В редких случаях (если ребенок сжимает мышцы постоянно) бруксизм может вызвать нарушение функции височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС).

Диагностика бруксизма: как она проходит?

Детскому стоматологу достаточно визуального осмотра, чтобы поставить диагноз. Поскольку самая частая причина бруксизма у детей - это стресс, врач скорее всего задаст родителям такие вопросы:

• Ребенка что-нибудь беспокоит дома или в школе?
  • Может быть, у него сейчас сложный период в школе?
  • Как ведет себя ребенок по жизни, насколько он устойчив к стрессу?
  • Какой у вас ритуал перед сном? Может быть, малыш перед сном играет в активные игры?

Обследование поможет стоматологу определить, к какому специалисту направить ребенка.

Лечение бруксизма

• Если бруксизм в случае вашего ребенка - вариант нормы и всего лишь следствие адаптации к новым молочным или постоянным зубам, никакого лечения бруксизма у детей не нужно.
  • Если есть психологический компонент, то вам порекомендуют обратиться за помощью к детскому психологу. Важно учесть, что если бруксизм вызван стрессом, он будет продолжаться до тех пор, пока ребенок не избавится от сильного напряжения. Это подтверждают отзывы родителей наших маленьких пациентов. По их словам, они стали больше внимания уделять психологическому комфорту ребенка, и постепенно ночной скрежет зубами уходит.
  • Если стоматолог видит неправильно сформированный прикус постоянных зубов, то нужна консультация ортодонта (возможно, и консультация психолога также понадобится).

В Дентал Фэнтези принимают ортодонты, у которых есть опыт работы с такими детьми. Для нормализации прикуса наши доктора применяют несъемные аппараты и брекеты, а для правильной работы мышц - трейнеры, миогимнастику. Также можно обсудить назначение детской капы для зубов.

Как помочь ребенку с бруксизмом самостоятельно?

Постарайтесь создать для ребенка комфорт, особенно перед сном. Почитайте ему, сделайте теплую ванну, послушайте тихую спокойную музыку или аудиокнигу. Создайте свой ритуал и следуйте ему постоянно.

Больше говорите с ребенком: что его расстраивает, волнует, и найдите способ помочь. Обсуждайте с ребенком его проблемы и постарайтесь развеять его страхи. Психолог даст вам рекомендации, как это грамотно сделать.

Когда стоит обратиться к врачу?

Скорее всего, лечение бруксизма не понадобится, он пройдет сам собой. Однако родителям есть смысл обратиться к стоматологу, чтобы провести осмотр, оценить стираемость зубов, и попробовать решить проблему. Если вы замечаете, что ребенок часто скрипит зубами, у вас есть вопросы по лечению бруксизма у детей,

запишитесь на консультацию к стоматологу.

Профилактика бруксизма

• Поскольку бруксизм часто является естественной реакцией ребенка на рост и развитие, большинство случаев невозможно предотвратить.
  • Если бруксизм вызван стрессом, ночного скрипа зубами можно избежать. Поэтому регулярно говорите с детьми об их чувствах и помогайте им справляться со стрессом. Ищите профессиональной помощи у детского психолога.
  • Не давайте играть в гаджеты перед сном.
  • Создайте ритуалы перед сном без стресса.
  • Можно вечером сделать расслабляющий массаж.
  • Поддерживайте гидратацию вашего ребенка, включая в его рацион достаточное количество воды.
  • Регулярно показывайтесь стоматологу, чтобы проводить осмотр зубов, следить за стираемостью эмали, за состоянием сустава (ВНЧС).

Мнение эксперта. В каком возрасте проходит бруксизм?

Детские стоматологи Дентал Фэнтези: “Большинство случаев детского бруксизма не требуют какого-либо лечения. Хорошая новость заключается в том, что большинство детей перерастают бруксизм к 9-12 годам. Как только зубочелюстная система стабилизируется, бруксизм пропадет.”

Если вы замечаете, что ваш ребенок скрипит зубами, задаетесь вопросом: “Как вылечить бруксизм у ребенка?”, нужно показаться стоматологу. Особенно, если бруксизм сохраняется у ребенка после 12-13 лет, когда уже все постоянные зубы прорезались (за исключением зубов мудрости). Здесь важно получить консультацию ортодонта, чтобы исключить проблемы с прикусом.