Укрепление зубов детям

Как защитить детские зубы от кариеса и укрепить эмаль? Есть ли 100%-но надежный способ? Поможет ли правильное питание? На вопросы родителей отвечают детские стоматологи Дентал Фэнтези.

Как устроена эмаль зубов?

Зубная эмаль – самая твердая и прочная ткань в человеческом организме. Она покрывает коронковую часть зуба и частично – его шейку. Самая толстая эмаль – на жевательных поверхностях боковых зубов, самая тонкая – в местах, где зубы контактируют друг с другом. Эмаль не способна к регенерации, потому что в ней нет живых клеток.

Основная функция зубной эмали – защитная. Она защищает от внешних воздействий внутренние, более уязвимые части зуба: дентин и пульпу.

Почему происходит истончение эмали?

Укрепление зубов детям

У истончения зубной эмали может быть несколько причин:

1. Недостаточная гигиена. Если не чистить зубы регулярно, на них образуется агрессивный зубной налет, в котором активно размножаются бактерии, повреждающие эмаль и вызывающие кариес.

2. Сладкие газированные напитки. Комбинация сахара и углекислого газа – это настоящая атака на нежную детскую эмаль. Они взаимодействуют с бактериями, вырабатывающими кислоту, которая постепенно разрушает детские зубы.

3. Фруктовые соки. Многие дети любят яблочный, апельсиновый и грейпфрутовый соки. В них мало полезной для организма клетчатки, зато очень много сахара и лимонной кислоты, которые портят зубы.

4. Сладости. Какой ребенок не любит сладкое? Но сладости, особенно вязкие и липкие – главный враг детских зубов. Сахар во рту = выделение кислоты = поврежденная зубная эмаль.

5. Гипоплазия эмали. Гипоплазия – это врожденное заболевание. Его причина – нарушение обмена веществ на стадии развития эмбриона. Это не только косметический недостаток. Зубы с гипоплазией более чувствительны, на них легче образуется налет и быстрее развивается кариес.

Когда нужно укреплять зубы ребенку?

Когда у ребенка появится первый зуб, приходите на прием к детскому стоматологу. Доктор расскажет о способах укрепления эмали, подберет средства для домашней гигиены и обязательно научит, как нужно чистить зубки.

Способы укрепления детских зубов и десен

Правильное питание и витамины

Конечно, правильное «антикариозное» питание не даст 100%-ной защиты от кариеса, но существенно уменьшит риск его развития.

Если ребенку от 0 до 2-х лет:

• В течение первых 6-ти месяцев жизни рекомендуется кормить ребенка только грудным молоком или молочной смесью;

• Вводить прикорм стоит в возрасте около полугода, если ребенок на грудном вскармливании, и чуть раньше для детей на искусственном вскармливании;

• Как можно раньше откажитесь от бутылки с соской и перейдите на поильник;

• Не кормите ребенка по ночам после 1 года. Ночные кормления повышают риск развития кариеса в 6,5 раз;

• Фруктовые соки можно давать только детям старше 1 года – и только как десерт. Лучший напиток для утоления жажды – чистая питьевая вода;

• Полностью откажитесь от сладкой газировки;

• Не добавляйте сахар в детскую еду и напитки до 2-летнего возраста.

Если ребенку больше 2-х лет:

Правило номер 1: чем меньше сахара, тем здоровее зубы. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует не превышать суточную норму сахара – для ребенка старше 3-х лет это 12 г или 3 чайные ложки.

Эти продукты повышают риск развития кариеса:
  • Липкие и вязкие сладости: шоколад (особенно молочный и белый), леденцы, ириски, карамель. Основной ингредиент этих сладостей – сахар. К тому же они налипают на зубы, их сложно вычистить из труднодоступных мест, и они создают идеальные условия для размножения кариозных бактерий;

• Выпечка из муки мелкого помола;

• Фаст-фуд, чипсы, сладкие газированные напитки. На английском языке весь этот букет не зря называется Junk Food – мусорная еда. В любом продукте из этого списка – огромное количество сахара, крахмала, красителей, усилителей вкуса. К тому же они снижают слюноотделение, а значит, слюна хуже справляется со своими антибактериальными функциями;

• Фруктовые соки. Не лучшая идея для детского питания. В промышленных соках слишком много сахара, в домашних свежевыжатых – слишком много кислоты. И то, и другое – угроза для уязвимой эмали детских зубов;

• Готовые соусы и маринады. В состав кетчупа, майонеза и других промышленных соусов входит уксусная кислота, которая разъедает эмаль;

• Одновременное употребление горячей и холодной пищи.

А вот список продуктов, полезных для детских зубов и всего организма:
  • Чистая вода, фильтрованная или бутилированная. В детской воде содержится полезные для зубов фториды (безопасные соединения на основе фтора);

• Молоко и молочные продукты, без сахара и сладких добавок;

• Продукты, богатые белком: мясо, рыба, птица, яйца;

• Свежие фрукты и овощи. В них много воды и клетчатки – они нейтрализуют природный сахар. К тому же фрукты и овощи механически очищают зубы;

• Семечки и орехи, только сырые, несоленые, без сахара и карамели;

• Сухофрукты, высушенные без добавления сахара. После них обязательно нужно почистить зубы.

Уход за молочными зубами

Правильный регулярный уход за зубами важен для всех, но особенно – для детей. Эмаль на молочных зубах тонкая и уязвимая, поэтому кариес на детских зубах развивается гораздо быстрее.

Какой же уход – правильный?

• Чистка зубов два раза в день зубной пастой с фторидами (безопасными соединениями на основе фтора). Ваш стоматолог обязательно покажет, как именно надо чистить зубки, подберет средства гигиены. Если ребенок маленький, ему нужна помощь родителей в чистке зубов;

• Осмотры у стоматолога каждые 3 месяца;

• Регулярная профессиональная чистка и фторирование.

Герметизация фиссур

Фиссуры – это бороздки на жевательных поверхностях зубов. У детей они часто бывают глубокими и узкими, их сложно как следует прочистить. Результат – фиссурный кариес. Чтобы этого не произошло, мы рекомендуем герметизацию. Стоматолог очищает фиссуры и покрывает их специальным герметиком. Теперь кариесу до них не добраться!

Профессиональная гигиена

В нашей клинике стоматологи-гигиенисты проводят профессиональную гигиену полости рта по швейцарскому протоколу GBT. Профгигиена включает в себя: индикацию зубного налета (сразу видно, где ребенок не очень хорошо чистит), обучение домашней чистке, снятие зубного налета, зубного камня, фторирование, осмотр на предмет кариозных поражений.

Во время чистки Air Flow мы используем мельчайший порошок на основе эритритола. Размер его гранул – 14 микронов, что в 7 раз меньше толщины человеческого волоса. Такой порошок бережно удаляет микробную биопленку, не травмируя нежные детские десны и зубы.

Фторирование

Фторирование – это насыщение зубной эмали фторидами. На зубы (временные или постоянные) наносится специальный гель. Он проникает в зубную эмаль и, соединяясь с кальцием и фосфором, формирует надежную защиту для детских зубов. Фторирование -  обязательный этап профессиональной гигиены в Дентал Фэнтези.

Детские средства для укрепления и защиты молочных зубов

Детские зубы особенно уязвимы в первые 3-5 лет жизни, когда эмаль «созревает». В это время очень важно их «поддержать» и укрепить. Существуют реминерализующие гели для домашнего ухода. Как они действуют?

✔ «Обезвреживают» кислоты

✔ Эффективны на начальной стадии кариеса (стадии «белого пятна)

✔ Уменьшают чувствительность зубов

✔ Насыщают эмаль необходимыми микроэлементами

Как пользоваться реминерализующим гелем?

• С помощью индивидуальной капы: выдавить немного геля (размером с горошину) на поверхность капы и надеть ее на зубы на 3-4 минуты;

• Или нанести на зубы чистым пальцем, распределить по всех поверхности зубов и оставить на 3-4 минуты;

• После нанесения геля нельзя есть и пить в течение получаса.

В каких случаях реминерализующие гели неэффективны?

• Если на зубах есть налет. Микробная биопленка не даст минеральным веществам добраться до эмали

• Если гель применяется нерегулярно

• Если есть прогрессирующий кариес

Какие гели мы рекомендуем?

• Tooth Mousse
    В основе геля – казеиновый протеин, который «несет на себе» ионы фосфата и кальция. Этим гелем нельзя пользоваться при аллергии на молоко!

• R.O.C.S.
    В составе геля – необходимые для детской эмали соединения магния, кальция и фосфора.

Реминерализующие гели нужно использовать не постоянно, а курсами и ТОЛЬКО после профессиональной гигиены и под контролем стоматолога.

Какие витамины полезны для зубов?

Минеральные вещества, которыми  мы насыщаем эмаль в процессе ремотерапии, иногда называют “витаминами для зубов”. Это необходимые составляющие здоровой детской эмали, которые укрепляют зубы и защищают их от кариеса.

Профилактика разрушения зубной эмали

Чтобы предотвратить разрушение и истончение зубной эмали на детских зубах, нужны несколько условий:

• Регулярный уход за полостью рта

• Периодическое фторирование

• Правильное питание

• Профилактические осмотры у стоматолога каждые 3 месяца

• Регулярная профессиональная гигиена в клинике