Позднее прорезывание зубов у детей

Первые зубы у ребенка — важное и радостное событие в жизни родителей. Но что делать, если оно никак не происходит? Не стоит теряться в тревожных догадках — лучше обратиться к детскому стоматологу Дентал Фэнтези. Наши врачи обследуют малыша и найдут причину позднего прорезывания. Возможно, для беспокойства нет повода, и нужно просто немного подождать.

Что такое нарушение прорезывания зубов?

Обычно первые зубки появляются у ребенка примерно в 6-месячном возрасте. В среднем, к 1 году у ребенка уже есть четыре центральных резца, к 15 месяцам — 8 зубов, к полутора годам — 12, и полный комплект из 20-ти молочных зубов — к 3-м годам.

Отклонения в несколько месяцев от этого усредненного графика — это нормально. Но, если у ребенка нет ни одного зуба к 15-ти месяцам, стоит показать его стоматологу. Он проведет обследование и выяснит причину позднего прорезывания.

К нарушениям прорезывания зубов относятся:

• позднее прорезывание;
  • ретинированные и полуретинированные зубы — то есть те, которые сформировались, но по каким-то причинам или совсем не прорезались, или прорезались не до конца;
  • дистопия — неправильное положение прорезавшихся зубов;
  • адентия — отсутствие зачатков молочных зубов.

Симптомы и проявления

Позднее прорезывание зубов у детей
  • Зубы не появляются, хотя уже давно пора;
  • Зуб прорезался в неправильном месте и/или в неправильном положении;
  • Зуб прорезался не полностью, и его закрыл «капюшон» из слизистой оболочки десны.

Причины нарушения

• Низкий вес при рождении или преждевременные роды

У детей, родившихся раньше срока или с очень низким весом, зубы могут прорезываться позже, чем у их ровесников.

• Генетика

Возможно, позднее прорезывание — это просто особенность, которую ребенок унаследовал от мамы или папы. Если зубы у родителей появились позже обычного, скорее всего, у ребенка они тоже прорежутся поздно.

Генетические заболевания, такие как синдром Дауна, несовершенный амелогенез и очаговая одонтодисплазия, также могут задерживать прорезывание.

• Нарушения развития

У детей с нарушениями развития, такими как гипопитуитаризм (заболевание гипофиза), может наблюдаться задержка роста и развития, включая задержку прорезывания.

• Некоторые заболевания

Например, при гипотериозе (сниженной активности щитовидной железы) зубы могут появляться с задержкой.

• Недостаток витаминов

У детей с дефицитом витаминов, например, с устойчивым к витамину D рахитом и другими проблемами с питанием, зубы могут прорезаться позже обычного.

• Неправильное положение или сверхкомплектность

Если у ребенка есть сверхкомплектный (лишний) зуб, он может мешать прорезыванию, блокируя его.

Ретенция

Ретенция — непрорезывание уже сформировавшихся зубов. Такие зубы называются ретинированными. Или полуретинированными — если они прорезались не полностью. Ретенция может вызвать воспаление и невралгические боли.

Дистопия

Дистопия — это неправильное положение прорезавшегося зуба. Иногда такой зуб прорезается под неправильным углом, со смещением вперед или назад. Он может повернуться вокруг своей оси или вырасти вторым рядом.

Если дистопированный зуб прорезался не полностью, вокруг него появляются так называемые карманы или капюшоны. Они полностью или частично накрывают зуб и под них забиваются частички пищи. Часто это приводит в боли, отеку и воспалению десны.

Адентия

Адентия — это отсутствие зубов. Если в челюсти не хватает нескольких единиц, адентия называется частичной, а если отсутствуют все — полной. Врач-стоматолог проведет обследование, чтобы выяснить причину адентии. Рентген снимок покажет, есть ли в челюсти ребенка зачатки молочных зубов. И, если они есть, поможет выяснить, из-за чего они не прорезаются.

Осложнения прорезывания зубов

Нарушения прорезывания могут привести к осложнениям:

• Перикоронариту — воспалению десны;
  • Абсцессу — гнойному воспалению мягких тканей;
  • Остеомиелиту — воспалительному процессу, поражающему не только мягкие ткани, но и челюстную кость.

Диагностика и лечение

Если малышу исполнилось 15 месяцев, а у него не прорезалось ни одного зуба, стоит обратиться к детскому стоматологу.

Чтобы определить причину задержки, врач соберет подробный анамнез, выяснит, как обстояло дело с прорезыванием у родителей — возможно, это просто наследственная особенность.

Если необходимо, доктор направит ребенка на рентген-диагностику или на консультацию к смежным специалистам.

Профилактика задержки прорезывания зубов у детей

Эффективных методов профилактики позднего прорезывания не существует. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы ребенок полноценно и сбалансированно питался, регулярно приводить его на профилактические осмотры к детскому стоматологу и на чек-апы к педиатру. И, если ребенка что-то явно беспокоит, не откладывать визит к врачу.