Вся правда о наркозе

Мы собрали все опасения родителей по поводу лечения ребенка во сне, все мифы и острые вопросы. Мы попросили подробно и честно ответить на каждый пункт Бориса Теплых, главного анестезиолога Дентал Фэнтези, доктора высшей категории. Вот его экспертное мнение:

1. Лечение ребенка под наркозом – это большой риск!

Вся правда о наркозе

На самом деле, риск небольшой! Вообще абсолютно любое медицинское вмешательство (от приема медикаментов до хирургии) - это некоторый риск. Однако, если мы говорим о плановой анестезии, то риски очень низкие. Они не превышают тех рисков, с которыми ежедневно сталкивается человек, живущий в большом городе, передвигающийся на общественном транспорте или личном автомобиле.

2. Как сделать наркоз максимально безопасным для ребенка?

Безопасность лечения в наркозе зависит от 2 важнейших факторов:

1. Насколько готов пациент. Необходимо, чтобы ребенка досконально обследовали до лечения во сне. Обязательный набор обследований:

• Электрокардиограмма. Исследование действительно в течение 6-ти месяцев
    • Общий анализ крови и анализ на гемосиндром (время свертываемости крови и риск кровотечения). Исследования действительны в течение 1 месяца.
    • Осмотр педиатра. Педиатр дает заключение о том, что пациент готов к лечению под общим обезболиванием.

(Сдать все анализы, пройти обследования и получить консультацию педиатра можно в нашей педиатрической клинике Фэнтези)

2. Насколько готова клиника. Дентал Фэнтези – это единственная детская стоматология в России, получившая Международный сертификат JCI. Это означает, что при лечении в наркозе приняты максимальные меры безопасности, соблюдаются строжайшие протоколы.

• У нас самое передовое оборудование для лечения во сне.
    • Лечение детей проходит только в операционном блоке.
    • Мы соблюдаем особый режим стерильности.
    • У нас работают анестезиологические бригады
    • У нас есть доступ ко всем необходимым медицинским препаратам, включая Дентролен

При соблюдении этих условий лечение зубов под общим обезболиванием будет максимально безопасным.

3. Почему для детского наркоза вы применяете именно Севоран?

Севоран - «золотой стандарт» в современной детской стоматологии, особенно для детей малого возраста: ребенок засыпает и просыпается быстрее. Препарат не обладает раздражающими действием на дыхательные пути.

Большинство случаев лечения во сне проходят именно с Севонаром.

Однако есть ситуации, когда мы можем применить не Севоран, а другой препарат для лечения во сне - если сочтем, что в вашей ситуации он больше подходит. Конечно же, это будет сертифицированный препарат с высоким профилем безопасности. Но выбор этот будет только за вашим анестезиологом.

Все условия хранения препаратов по стандартам JCI тщательно соблюдаются в нашей клинике.

4. Из-за наркоза могут быть серьезные осложнения для здоровья

Наиболее тяжелое осложнение ингаляционной общей анестезии – это злокачественная гипертермия (ЗГТ, злокачественная гипертермия). Его невозможно спрогнозировать, оно проявляется в виде резкого повышения температуры до 39-42°С и может привести к фатальным последствиям. Предрасположенность к злокачественной гипертермии передается генетически.

Единственный препарат, который гарантированно спасает пациента при возникновении злокачественной гипертермии - "Дантролен". И у наших анестезиологов всегда есть доступ к нему!

Все остальные опасные осложнения можно предусмотреть. Поэтому так важны: правильная подготовка пациента, консультация с анестезиологом, оснащение клиники, опыт анестезиологической бригады, следование протоколу лечения. В ходе подготовки, на консультации с анестезиологом становится понятно, есть ли риск осложнений.

5. На наркоз может случиться аллергия. Это очень опасно!

Наиболее тяжелая форма аллергической реакции - это анафилактический шок. Она может возникнуть у абсолютно любого человека - и ребенка, и взрослого. Причиной может быть что угодно: любая еда, любое лекарство, укус насекомого и т.д. Анафилактический шок может возникнуть и во время наркоза. Но это крайне редкий случай! И главное, мы знаем, как с этим справиться. Весь персонал клиники (от анестезиолога до администратора) следует четким протоколам оказания экстренной помощи. Мы знаем, как быстро и правильно справиться с анафилактическим шоком.

6. Не всем можно Севоран. Есть абсолютные противопоказания?

Есть пациенты с очень редкими генетическими заболеваниями и синдромами, и для них не рекомендуется использовать ингаляционный анестетик. Поэтому мы, возможно, не будем применять при лечении Севоран, а заменим его другим препаратом. Именно для этого и нужна предварительная консультация с анестезиологом: доктор изучит анамнез ребенка и подберет наиболее безопасный вариант анестезии.

7. Наркоз вызывает гипоксию (кислородное голодание)

Препарат для наркоза не вызывает гипоксию. Он никаким образом не влияет на доставку кислорода в ткани головного мозга.

8. Говорят, что наркоз оказывает необратимое действие на мозг. Вдруг ребенок станет нервным, будет плохо учиться, у него начнутся проблемы с памятью?

В 2017 году был опубликован большой обзор последних исследований - “Влияние анестезии на развивающийся мозг: плод и ребёнок.” Исследования касались детей до 3 лет, сновные выводы из этого обзора:

1. Однократная общая анестезия длительностью не более 3-х часов в возрасте до 3-х лет не влияет на умственное развитие и поведение ребенка в будущем.
  2. Некупированная боль (в том числе и зубная) является таким же повреждающим фактором для нервных клеток, как и препараты для наркоза.

9. Как вы контролируете состояние ребенка во время наркоза? Врач может пропустить что-то важное!

Мы применяем анестезиологический мониторинг по расширенному Гарвардскому стандарту. У нас самый современный аппарат General Electric - монитор жизненно важных функций пациента. Он гарантирует получение точных и надежных данных. Мы отслеживаем абсолютно все, что необходимо:

• ЭКГ в трех стандартных отведениях,
  • насыщение тканей кислородом (надеваем на палец пульсоксиметр)
  • измеряем артериальное давление,
  • измеряем температуру тела,
  • проводим газовый мониторинг,
  • отслеживаем все, что касается дыхания: функцию внешнего дыхания, как часто пациент дышит, какова концентрация ингаляционного анестетика, углекислого газа.

Важно: мы отслеживаем уровень сознания - в дополнение к гарвардскому стандарту используем BIS-мониторинг. Аппаратура следит, чтобы угнетение сознания было достаточным, но при этом ни в коем случае не избыточным.

10. А вдруг в экстренной ситуации вы не сможете провести реанимацию

Конечно же, у нас есть все оборудование, которое позволит справиться с чрезвычайной ситуацией.

Но самое главное - это адекватные действия персонала, без отсрочки. Весь медицинский персонал наших клиник обучен и тренирован по стандартам национального совета по реанимации.

Весь персонал, присутствующий на лечении (врачи-стоматологи, врачи-анестезиологи, анестезисты, ассистенты стоматолога), точно знают, что делать в экстренных ситуациях, следуют четкому плану действий при реанимационных мероприятиях.

11. Возможна передозировка наркоза

Ребенок не получит больше наркоза, чем требуется! Это обеспечивается:

• высокотехнологичным оборудованием нашей клиники. Оно рассчитывает точную и необходимую для каждого маленького пациента дозировку Севорана. Каждый аппарат оснащен тревожной сигнализацией, она не допустит любого отклонения от нормы.
  • технологией проведения лечения во сне по стандартам JCI (идентификация пациента, следование четкому протоколу лечения в наркозе, точное следование дозировкам препарата и т.д.).
  • квалификацией и опытом анестезиологической бригады (весь персонал, задействованный при лечении ребенка во сне, действует четко и быстро).

12. От наркоза тяжело «отходить»

У некоторых детей есть вялость, сонливость. Это может продолжаться до нескольких часов.

Кто-то капризничает – не столько из-за наркоза, сколько из-за не очень приятных ощущений в полости рта из-за проведенных стоматологических манипуляций.

А кто-то очень быстро становится бодрым и веселым. Правило такое: в течение часа пациент должен находиться в клинике. Мы отпускаем ребенка из клиники, когда он уже не нуждается ни в помощи, ни даже в наблюдении персонала.

Еще из неприятного: ощущения во рту – кисло, липко. Может кружиться голова. Но все это проходит через очень короткое время после пробуждения. Мы даем выпить сока, или раствор глюкозы. Пары глотков достаточно, чтобы стало комфортнее. И когда ребенок уже способен сесть (это тоже очень быстро), мы даем мороженое.

Лечащие врачи

Вы можете записаться на прием, позвонив по телефону +7 495 640-92-00 или заполнив форму на сайте